24.12.2018

Студенты и преподаватели ФИРиД реализуют проект «Art & Nauka0+»

На ФИРиД в подразделении Академии современного искусства и дизайна, как научно-исследовательской площадке, реализуется научно-популярный проект «от 0 до 100» среди широкой аудитории населения нашего города
В XXI веке невозможно быть дистанцированным от научных знаний и технологий. Наука – удивительное всепроникающее явление и мы ратуем за то, чтобы Наука вошла в каждый дом. Наука стала комфортным, понятным и полезным собеседником во время семейного ужина, подарила вдохновение для выбора профессиональной цели или превратилась в прекрасное хобби в выходные дни, Наука способна каждому дать что-то необходимое, а он об этом может даже не догадываться.
Наука не должна иметь ограничений по возрасту. Популяризация науки среди самой широкой аудитории дала импульс развитию уникальных российских научно-популярных проектов, потому что повседневное присутствие Науки в жизни – норма современного Homo Sapiens, пусть даже он пока меньше метра ростом. И чем раньше произойдет это знакомство, и даже увлечение, тем быстрее придет успех и будут сделаны новые открытия. Эти проекты объединились под единым брендом – NAUKA 0+, цель которых проведение понятным и доступным языком рассказа обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы они открывают современному человеку.

В 2018 году факультет искусств рекламы и дизайна присоединился к данному движению, разработав свою программу «ART & NAUKA0+», куратором которой выступила Наталья Мартынова, декан факультета. Вместе со студентами факультета она реализует занятия в группе дошкольников, а так же одаренных детей 10 -17 лет. А также профессор Александр Иконников, как научный руководитель проекта, вместе с магистрантами разработал научно-популярные лекции и научно-исследовательские мероприятия.

Составляющей осеннего этапа проекта является, реализованная программа «ЦВЕТОТЕРАПИЯ» и как результат, первая выставка работ детей дошкольного возраста, занимающихся в АСИД под названием «КАЛЕЙДОСКОП НАСТРОЕНИЙ». В реализации проекта приняли участие студенты-волонтеры Ушакова под руководством наставника Екатерины Иванчиковой.

Екатерина Иванчикова: «Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций и настроений», потому что он еще не умеет управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе. На занятиях по нашей программе необходимо было научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Создавая изображение, ребенок отражает свои чувства и настроения на бумаге, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют короткие практические задания, играют».

Наталья Мартынова: «Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях с дошкольниками, привели меня к выводу о необходимости использования экспериментальных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к продуктивной деятельности. Таковыми являются смешанные техники, наиболее, на мой взгляд, подходящие к развивающим занятиям по арт-терапии, что позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в результате творчества. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Учитывая это при организации работы с элементами арт-терапии, на занятиях нами создается атмосфера игры и творчества. Ребенок, получая возможность выбора, отходит от предметного изображения, выражая в рисунке чувства и эмоции, что дает ему свободу, и вселяют уверенность в своих силах».

О своем участии в эксперименте рассказывает Анастасия Ушакова, студентка 1 курса направления Дизайн: «Проведение занятий на развитие мелкой моторики пальцев, стало мне особенно интересным. Как известно, рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать карандаш или кисть, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, походит работа с цветным пластилином, который используется на наших занятиях».

Орлова Лена, студентка 1 курса направления Дизайн: «Меня больше привлекает на занятиях, сам процесс творчества, развивающий воображение у детей. Для этого мы используем художественное слово и музыку, технические средства, что позволяет активизировать внимание малышей. Через созданные нами 2-х минутные анимационные ролики с веселой детской музыкой, мы создаем эмоционально - положительного настрой в начале занятия на его тематическую или цветовую направленность. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций».

Наталья Мартынова: «Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость и страх перед тем, что у него ничего не получится. На наших занятиях он уверен, что получится, и получится красиво! Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении сменяющихся эмоциональных настроений: подвижные развивающие игры и работа под звуки релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя. Мы пытаемся достичь развития таких качеств у маленьких художников, как организованность, инициативность, усидчивость. Умение доводить начатое дело до конца. Мы уверены, что творческий процесс научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром».

Александр Иконников, профессор доктор педагогических наук ФИРиД : «Работа с дошкольниками это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир маленького ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является Арт-терапия. Мы используем один из методов - ЦВЕТОТЕРАПИЮ. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья. Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности или даже начинающейся детской агрессии».

В заключении Наталья Мартынова подвела итог беседы: «В результате проведенного нами цикла занятий с дошкольниками, мы получили хорошие результаты, которые демонстрируем на открывшейся 11 ноября первой выставке работ дошкольников, слушателей ИЗО-студии «Павлин» под названием «Калейдоскоп настроений». Мы отмечаем, что по сравнению с первыми работами, рисунки детей стали интереснее, содержательнее, ярче. «Шедевры» живут, дышат, улыбаются. Дети обрели уверенность в себе, преодолев боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками!»
Made on
Tilda